Профориентация – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цель профориентационной работы в школе:

— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— развитие представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;

10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;
— Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Выбор будущей профессии начинает волновать с детских лет. В старших классах этот вопрос задаётся все чаще. Актуальным становится вопрос: «Где обучится, получить желаемую профессию?»
Помните: выбирая профессию, Вы выбираете судьбу.
Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию Ваших возможностей.
Только после внимательного анализа всех своих склонностей и пожеланий можно сделать выбор в пользу той или иной профессии.
И напоследок запомните, легко поступить в ВУЗ, предлагающий что-то, навеянное родителями или друзьями, но очень сложно жить с мыслью, что все могло бы быть иначе!


Аналитическая справка по результатам мониторинга показателей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся за 2022/2023 учебный год

Профориентационная деятельность за 2022/2023 учебный год

Фотогалерея проведенных мероприятий 2022/2023 учебного года

Интерактивное мероприятие проведенное командой Волжского политехнического института для учащихся кадетской школы

Экскурсия 9А класса на ВТЗ (январь 2024 года)

Фотогалерея 2023/2024 учебного года